Вросший ноготь: как вылечить и предотвратить повторное врастание

Вросший ноготь на ноге или онихокриптоз возникает, когда угол ногтя растёт вниз в прилегающую кожу, болезненно вдавливаясь в мягкие ткани. Это распространённое состояние поражает любой палец, но чаще всего вросший ноготь встречается на большом пальце ноги.

Как правило, вросшие ногти на ногах не являются серьёзной медицинской проблемой и обычно решаются простыми домашними средствами, например, замачиванием стопы в воде комнатной температуры. Однако онихокриптоз может сильно снижать качество жизни, доставляя боль при ходьбе или беге. Кроме этого, если вросший ноготь вызывает разрыв кожи, бактерии могут проникнуть внутрь и вызвать инфекцию в этой области, которая часто сопровождается выделениями и неприятным запахом. Однако даже если палец не болит, не краснеет, не опухает, ногтевая пластина, которая загибается вниз в кожу приводит к инфекции. Если у вас диабет, периферическое сосудистое заболевание или другое состояние, вызывающее плохое кровообращение, вам следует как можно скорее обратиться за профессиональным лечением вросшего ногтя. Не пытайтесь лечить его самостоятельно.

Основные причины врастания ногтей

Вросший ноготь возникает по ряду причин. Наиболее распространёнными причинами являются плохо подобранная обувь и неправильно подстриженные ногти. Кожа по краю ногтевой пластины может покраснеть и воспалиться. Онихокриптоз возникает, когда на палец ноги оказывается дополнительное давление. Это давление вызвано слишком тесной или плохо подобранной обувью. Если вы часто ходите или занимаетесь спортом, даже немного тесная обувь может стать причиной этой проблемы. Деформации стопы или пальцев ног также могут оказывать дополнительное давление на палец ноги.

Неправильно подстриженные ногти также могут спровоцировать врастание ногтей на ногах:

• Слишком короткая стрижка ногтей или закруглённые, а не обрезанные по прямой края могут привести к тому, что ноготь начнёт скручиваться и врастать в кожу.
  • Плохое зрение, неспособность легко дотянуться до пальцев ног или толстые ногти могут затруднить правильную стрижку ногтей.
  • Ковыряние или разрывание уголков ногтей также приводит к вросшему ногтю.

Иногда онихокриптоз является результатом развития грибка: повреждение ногтевого ложа или ногтевой пластины способствует присоединению грибковой болезни ногтей на ногах, а этот грибок, в свою очередь, может вызвать необычный рост ногтевой пластины, что в конечном итоге приведёт к вросшему ногтю.

Генетика: некоторые люди рождаются с изогнутыми ногтями, которые врастают в кожу. Например, «клешневидные», которые настолько изогнуты, что выглядят как часть трубки, если смотреть на них со стороны кончиков пальцев.

Проблемы с общим здоровьем: избыточный вес (ожирение), сахарный диабет или заболевание, которое может вызвать задержку воды в ногах, например, сердечная или почечная недостаточность, или хроническая венозная недостаточность в ногах, приём некоторых лекарств для лечения рака.

Симптомы

Онихокриптоз могут вызывать боль на кончике пальца или по всему краю. Помимо локализованной боли может также проявляться следующими симптомами:

• Горячая, опухшая и болезненная область вокруг ногтя;
  • По мере ухудшения состояния возникает покраснение и воспаление, а также усиление боли;
  • Боль часто усиливается при ношении обуви или под простынями, одеялами;
  • Резкая болезненность при прикосновениях;
  • В более тяжёлых случаях может наблюдаться выделение гноя и разрастание гипергрануляционной ткани.

Хотя эти признаки могут успешно диагностировать вросший деформированный ноготь, ваши симптомы также могут быть результатом инволюции ногтя, подногтевой мозоли или просто утолщённой пластины. Важно получить точный диагноз, так как неправильное лечение может повредить ноготь, вызвать инфекции и усилить боль.

Важно!

Если вросший ноготь на большом пальце на ноге проявляет признаки инфекции, такие как:

• Местное повышение температуры;
  • Покраснение;
  • Выделения/гной;
  • Боль;
  • Лихорадка или плохое самочувствие.

Вам следует немедленно обратиться к врачу-дерматологу или врачу-подологу, поскольку инфекция может быстро перейти из лёгкой формы в тяжелую.

Стадии врастания ногтя

Вросшие ногти на ногах можно разделить на три стадии в зависимости от степени тяжести.

Первая стадия:

• Кончик пальца ноги краснеет и слегка опухает.
  • Может ощущаться тепло и возникать болезненность при прикосновении
  • Нет гноя или других выделений.

Вторая стадия:

• Палец ноги становится все более красным, опухшим и болезненным;
  • Может быть белый или жёлтый гной из области поражения;
  • Чаще всего уже развивается инфекция.

Третья стадия:

• Симптомы покраснения, отёка и боли усиливаются;
  • Образуется грануляционная ткань, что приводит к отёку и выделению гноя.
  • Боковая гипертрофия ногтевого валика (разрастание кожной ткани вокруг поражённого пальца ноги);
  • Может последовать более тяжёлая инфекция с лихорадкой.

Лечение вросшего ногтя

Домашние средства

Если боль незначительна и нет признаков инфекции, вы можете попробовать следующие домашние методы лечения вросшего ногтя, чтобы устранить или уменьшить боль:

• Соль, тёплая ванна для ног (1 л воды: 1 столовая ложка соли) уменьшит отёк и облегчить болезненность. Делайте это в течение 10-15 минут один-два раза в день.
  • Подпиливание углов пластины для сглаживания острых краёв.
  • Избегайте обтягивающей и остроносой обуви.

Лечение у врача

Если после лечения вросшего ногтя на большом пальце ноги в домашних условиях никаких признаков улучшения не наблюдается, необходимо обратиться к врачу.

Целью первичного приёма является облегчение боли и уменьшение любой инфекции или воспаления. Если палец не инфицирован, возможно аккуратно обрезать край, без какого-либо дискомфорта. Это нехирургическое лечение вросшего ногтя. Врач будет продолжать обрезать ногтевую пластину с регулярными интервалами, обычно от четырёх до шести недель, чтобы предотвратить обострение вросшего ногтя.

В зависимости от степени тяжести вросшего ногтя и от того, возникает ли рецидив, врач с пациентом обсуждает постоянное решение — операцию по удалению вросшего ногтя.

К распространённым операциям относятся:

• Частичная удаление
  • Полное удаление
  • Резекция клина.

Врач также может применить абляцию. Это должно предотвратить повторное врастание ногтя в кожу. Не всем людям нужна абляция.

Каждая процедура безболезненна, поскольку проводится под местной анестезией, а время восстановления минимально. Большинство людей могут вернуться на работу на следующий день, если они могут носить обувь с открытым носком (например, сандалии/шлёпанцы) в течение нескольких дней.

Профилактика врастания ногтей

Вросшие ногти на ногах — это болезненное состояние, и нам нужно сделать всё возможное, чтобы предотвратить их. К сожалению, вы не можете изменить форму пластины или избежать всех внешних факторов, увеличивающих риск. Поэтому не все вросшие ногти возможно предотвратить.

Тем не менее, есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы снизить риск развития онихокриптоза.

• Ногти следует подстригать ровно и подпиливать по краям, чтобы острый край не врастал в кожу.
  • Обувь не должна быть слишком тесной в области пальцев ног, и между пальцами ног и носком обуви всегда должно оставаться пространство размером с ширину большого пальца.
  • Чтобы ноги не потели, можно также рассмотреть возможность ношения обуви с открытым носком/дышащей обуви.

Часто задаваемые вопросы

Ваш подолог предоставит вам более точные временные рамки, однако большинство людей, работающих в офисе, обычно могут вернуться на работу уже на следующий день, при условии, что вы сможете носить обувь с открытым носком, сандалии или шлёпанцы в течение нескольких дней.

Мы рекомендуем подстригать прямо и следить за тем, чтобы края не загибались. Затем используйте пилочку, чтобы сгладить углы и края. Это необходимо для того, чтобы острые края не повредили и не раздражали кожу.

У новорождённых и малышей могут развиться вросшие ногти. Вы можете подпилить края, чтобы убедиться, что края не касаются кожи. Если кожа вокруг ногтя вашего ребёнка становится красной, опухшей, болезненной с жёлтыми/белыми выделениями или без них, то это признак того, что онихокриптоз вашего ребёнка мог быть инфицирован. Вы можете попытаться вылечить инфекцию дома, замачивая его ногу в тёплой солёной воде (1 л воды на 1 столовую ложку соли) на 10 минут два-три раза в день. Пожалуйста, помните о любых кожных аллергиях или чувствительности.

Если это лечение не помогает в течение 24-48 часов или инфекция ухудшается, мы рекомендуем вам обратиться к врачу.