Говоря о биопечати, как 3D-печати с использованием клеточного материала, Юсеф Хесуани, выделил ее три главных отличия.
Форма не всегда имеет ценность. При создании биологических конструкций точное воспроизведение анатомической формы не всегда является обязательным. Критически важной она становится только в случаях, когда непосредственно влияет на функциональность ткани.
Биопечатные конструкции не обязательно размещаются в анатомически привычных местах. Например, щитовидная железа способна нормально функционировать в любом участке организма с развитой сосудистой сетью.
Технология часто предполагает создание не цельных органов, а компактных функциональных модулей. Эти элементы работают согласованно и обеспечивают необходимую физиологическую функцию.
Трансплантация органов, тканей и клеток никак не влияет на самоидентичность человека. «Дело не в клетках, не в пересаженных конструкциях и не в протезах, дело в самоощущении, связи с прошлым и видении будущего», — подытожил Юсеф.
«Когда мы говорим о нейроинтерфейсах, не стоит думать, что это где-то далеко», — отмечает Андрей Давидюк. Современные нейроинтерфейсы делятся на два типа: инвазивные (требуют хирургического вмешательства) и неинвазивные, которые успешно применяются на практике десятилетиями.
«Моторика» специализируется на разработке нейроинтерфейсов для управления протезами конечностей, колясками, а также ведет исследования в области бионического зрения. Неинвазивные технологии уже позволяют эффективно контролировать протезы с помощью системы тактильной обработки связи.
Дмитрий Фомин о клинике будущего. Диагностика станет полностью цифровой, а ИИ-технологии заменят руки врачей. ИИ-ассистенты уже сегодня демонстрируют более высокую точность диагностики, предлагая не только правильные диагнозы, но и персонализированные схемы лечения. Будущее медицины заключается в отсутствии в ней человека и его субъективного мышления.