Дмитрий Фомин: «Мы строим ИТ-компанию, но она очень человекозависимая»
Чем помогает медицине «Ася»
Основатель «Клиник Фомина» Дмитрий знает, что каждый врач может ошибиться. Поэтому просит искусственный интеллект перепроверять диагнозы и назначения.
Он строит свой медицинский бизнес как настоящую ИТ-компанию, так что смог привлечь серьезного технологического инвестора — фонд «ТилТех Капитал». RB.RU встретился с гинекологом из Твери, чтобы узнать, как он превратился в предпринимателя и как управляет сетью с оборотом в 4,3 млрд рублей.
— Что самое главное надо знать читателям RB.RU про «Клиники Фомина»?
— Для бизнес-аудитории, наверное, важно знать, что мы — самая быстрорастущая медицинская компания в России, если брать последние пять лет. Это официальные данные и важная характеристика. Я дальше расскажу, как мы этого добиваемся.
Хотя вообще в медицинской сфере 10 из 15 топ-игроков — это компании с очень большими инвестициями в капитал. Мы же начинали с гораздо меньших вложений.
Например, по оценкам профильных бизнес-изданий, первая в рейтинге компания «Медси» — это АФК «Система», компания «Скандинавия» — это «Севергрупп» Алексея Мордашова.
— А в вас более миллиарда рублей инвестировал венчурный фонд «ТилТех Капитал», основанный Андреем Кривенко из «ВкусВилла».
— Верно. Но и до инвестиций мы активно росли органически: прежде всего благодаря продукту и подходу к медицине. И фокусу на технологиях, которые мы используем. Именно это и понравилось инвестору. Ведь мы разослали нашу презентацию в 30-50 фондов, с десятью из них вели переговоры. В основном все задавали вопрос про деньги — про точку безубыточности, про EBITDA, окупаемость.
Это были акулы капитализма, которым сам продукт был, я скажу прямо, «до фонаря». Главное — денег заработать. Сначала я думал: «Дима, ну, что, вот такой рынок, так это всё устроено». И вдруг на этом фоне меня спрашивают: «А что ты несешь миру, что за продукт, какие твои вообще глобальные цели?» Это был «ТилТех». Про деньги мы толком на первой встрече и не поговорили.
— Не насторожил такой подход?
— Меня это поразило! Я думал: какая-то замануха, наверное. Для них я, наверное, просто мальчик из провинции, который ничего не понимает в фандрайзинге. Конечно, было настороженное отношение.
Потом была еще не одна встреча: я понял, что эти люди по-другому относятся к бизнесу. Это не говорит о том, что они не думают о заработке. Конечно, думают. Но есть баланс продукта и заработка. Это умные инвестиции.
Общаясь с «ТилТехом» регулярно, я профессионально вырос. И в части отношения к финансам, и в части формирования продукта, и в управлении. Такого плана инвесторов много в Кремниевой долине, в России сильно меньше.
Не знаю, что было бы, если бы с нами был другой фонд. Я довольно активный и бескомпромиссный, меня попробуй останови. Но с другим фондом точно все было бы иначе.
Гинеколог у руля
— Сейчас у вас 21 многопрофильная клиника в разных городах страны, где и как все начиналось?
— Я вырос в Твери, в семье врачей, получил диплом гинеколога. Работал в местном областном перинатальном центре, параллельно экспериментировал с предпринимательством в совершенно другой сфере. Первая клиника «Доктора Фомина» открылась 12 лет назад. Это была амбулатория, помещение площадью 90 кв. м. Клиника специализировалась на женском здоровье.
— Как получилось, что вы расширили профиль и начали развивать генетическую лабораторию Medical Genomics?
— Предприниматель, особенно молодой, цепляется за каждую возможность дополнительного заработка. В 2013 году на меня вышли потенциальные партнеры: «Мы хотели бы, чтобы ваша площадка была точкой забора анализов теста на определение родства». Мы подписали договор. Однажды со мной созвонился менеджер этой компании и говорит: «Дмитрий, приезжает собственник компании, он рассматривает возможность открыть лабораторию в России. И так как вы наши активные партнеры, не хотели бы вы встретиться?»
Прямо в этот момент у меня строится вторая клиника в Твери. Конечно, мы встретились и сразу нашли общий язык. Так во второй клинике в Твери появился отдельный блок, новое направление бизнеса. Самый популярная услуга лаборатории сегодня — это тест на установление отцовства. По нашим данным, у нас примерно 40-50% этого рынка.
Далее мы начали делать тесты на наследственные заболевания, генетику эмбриона и так далее. Постепенный уход в многопрофильность стал логичным решением для расширения бизнеса. С тех пор мы открыли уже много направлений: это гастроэнтерология, хирургия, проктология.
— Вы помните, как открывали первую клинику за пределом Твери — своего родного региона?
— Это была Калуга. К тому времени я уже открыл четыре клиники и генетическую лабораторию в Твери, но, конечно, нас никто не знал за пределами области. Помню, я приезжал на переговоры и все спрашивали: «А кто такой Фомин?» И я всем объяснял, кто я такой и что мы будем делать.
Честно скажу, я боялся Москвы и считал, что она недосягаема. Так что сначала я выбрал похожий регион, оценил конкуренцию. Когда меня спрашивают про день рождения компании, я всегда говорю, что даты две. Это 2011 год, когда все началось, и 2018-й, когда пошло активное географическое развитие компании: Калуга, Белгород, затем Москва. Кстати, клинику Белгороде я уже открыл потому, что на меня вышла команда врачей, которые хотели работать вместе.
Я хорошо помню, когда почувствовал, что мы рок-звезды, а на собеседование к нам приходят, чтобы познакомиться и поговорить. Это было в 2020 году, когда мы открывались в Краснодаре. Одна девушка-врач после собеседования на работу прямо спросила: «Можно вас потрогать?» Не как мужчину, как сущность, которая известна в медицине.
— Как произошла и повлияла на вас трансформация из врача в Твери в публичного предпринимателя с обязательствами перед инвесторами?
— Конечно, это не был резкий скачок: вот я региональный предприниматель в Твери — и вот, смотрите, руковожу федеральной сетью клиник. После Твери была Калуга, затем Белгород и так далее. Когда мы вышли в Москву, я уже был к этому готов.
— Как вы выбираете, в какой регион нужно идти, в какой пока не стоит?
— Конечно, мы смотрим на конкуренцию, спрос на услуги, развитие медицины в регионе. Путем проб и ошибок мы вычислили, что наша клиника форматом в 1 тыс. кв. м будет востребована в каждом городе с населением от 300 тысяч человек. Таких городов в России около 80.
— В 2023 году вы приобрели клинику «Рассвет», чтобы усилить многопрофильность бизнеса?
— Да, можно было потратить уйму времени, чтобы приучить пациентов думать, что «Клиники Фомина» не только про репродуктивное здоровье. Но я искал более короткий путь. Сидел, думал и придумал: нужно никому ничего не доказывать, приобрести компанию с именем и развиваться с ней.
В России было буквально 3-4 клиники, которые подходили с точки зрения качества продукта. «Рассвет», кстати, не продавался и не был в свободном доступе. Иногда можно что-то придумать в своей голове, просто взять и позвонить. Я ровно так и сделал.
Моя идея нашла отклик: тогда медцентр столкнулся с непростой финансовой ситуацией и желанием части акционеров выйти из компании. Так «Рассвет» стал частью нашего холдинга Dofomin Group.
— Расскажите про холдинговую компанию. Что в нее входит?
— Dofomin Group управляет медицинскими активами: в холдинг входит «Клиника Фомина», «Клиника Фомина. Дети», генетическая лаборатория Medical Genomiсs, клиника «Рассвет», ИТ-платформа Asya Assistance, стоматология, образовательная платформа Meducation, а также строительная компания Dofomin engineering и программа международных стажировок для врачей Dofomin Travel.
— В момент покупки «Рассвета» вы публично говорили, что планируете под своим руководством нарастить выручку с 272 до 400 млн рублей в к концу 2023 года. У вас получилось?
— До 400 млн рублей мы не добежали. Потому что хотели открыть в клинике стационар в районе октября, но потеряли несколько месяцев из-за сложности самого здания. Первая операция у нас прошла только 15 декабря. Плюс, мы полностью модернизировали стоматологию и инвестировали в нее около 30 млн рублей дополнительно.
Но у нас есть четко расписанный план и в горизонте пяти лет мы рассчитываем выйти на оборот в миллиард рублей. Почему это кажется реальным? Я врач и хорошо понимаю, как все устроено. У нас хороший менеджмент, опытные врачи и современные технологии.